Консультации воспитателей дошкольного образования

Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями

"Почему ты плачешь?"

Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти из дому.

- Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
-Да! Аа-а!!!
- А Машенька будет с бабушкой.
Машенька любит бабушку?
-Да! Аа-а!!!
- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
-Да! Аа-а!!!
- Ну почему же ты плачешь?!!
-Аа-а!!!

Понять, почему ребенок плачет, если, казалось бы, его все устраивает (и ботиночки хочет, и бабушку любит, и от конфетки не отказывается), почти невозможно.
Сам ребенок тоже ни за что не сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму и остаться с бабушкой. Даже спрашивать его об этом по меньшей мере бесполезно, а иногда и вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им недовольны, и переживает, что расстроил или обидел маму). Почему же он плачет?
Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ.
Ребенок не боится остаться без мамы, он не думает, что ему будет плохо с бабушкой, его просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?
Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. При виде плачущего ребенка взрослый теряется: он знает по своему опыту, как трудно утешить горюющего человека, слезы ребенка затрагивают болезненные чувства и воспоминания взрослого, и он готов сделать все, лишь бы слезы прекратились.

Ребенок же слезами "разговаривает". Фактически разговор с Машенькой был таким:

- Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
- Да! Но при чем тут ботиночки, неужели я должна менять тебя на ботиночки? Аа-а!!!
- А Машенька будет с бабушкой. Машенька любит бабушку?
- Да! Если я плачу о тебе, получается, что я не люблю бабушку! Я ее так этим обижаю! Это ужасно! Аа-а!!! Бабушку жалко!!!
- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
- Да! Ты думаешь, что бабушка даст мне конфетку, но я так ее обидела! Я такая плохая девочка, разве кто-нибудь даст конфетку такой плохой девочке! Аа-а!!! Конфетку хочется!!!
- Ну почему же ты плачешь?!!
- Из-за тебя! Из-за ботиночек! Из-за бабушки! Из-за конфетки! Аа-а!!!

Мама Машеньки может думать, что девочка переживает ее уход, однако, предлагая так много других тем, она сама отвлекает дочку от переживания расставания, и ситуация отношений мамы и дочки превращается в ситуацию отношений ребенка со множеством других людей и вещей - и ребенок теряется!

Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч.

Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах.

Такой разговор обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции...

Зачем прощаться?

Наверно, многие взрослые переживали огромный соблазн вообще избегать прощаний: ребенок отвернулся, а ты на цыпочках и - в двери. Конечно, после таких расставаний на душе кошки скребут и хочется вернуться посмотреть, как он там (что, конечно, не улучшает настроение на работе), зато слез не было (или, по крайней мере, при тебе не было).

Такой способ строить отношения с ребенком совсем не хорош ни для малыша, ни для родителей.

Вот четыре причины того, почему убегать не прощаясь плохо для ребенка:

- ребенок видит, что родители боятся прощаний, и делает вывод, что расставания - это что-то очень страшное, поэтому он сильнее старается удерживать около себя привычные и любимые веши, очень много сил тратит на контроль того, что у него есть, и ему не хватает сил на новые знакомства; он может сторониться нового или быть агрессивным в новых контактах;

- ребенок переживает, что родители считают его слишком слабой личностью для того, чтобы справляться с серьезными чувствами; он может смириться с тем, что он "слабенький" и "ранимый", вести себя капризно и подражать маленьким, а может начать активно доказывать, какой он сильный и самостоятельный через агрессивное поведение с теми, с кем он остается без родителей. И то, и другое, к сожалению, - ложное лицо маленького человека, а какой он на самом деле - ему еще предстоит понять;

- ребенок ревнует родителей к их делам (к работе, друзьям, магазинам и парикмахерским); ему кажется, что если родители тайно убегают от него куда-то, значит, они любят что-то ТАМ больше, чем его ЗДЕСЬ; ему трудно будет научиться уважать работу родителей из-за этой ревности;

- ребенок чувствует себя неполноценным членом семьи: его обманывают, с его чувствами не считаются.

А вот четыре причины того, почему убегать не прощаясь плохо для родителей:

- ребенок, который опасается новых контактов, будет сильнее и сильнее привязывать к себе маму, не позволяя ей отходить от себя (иногда ни на шаг);

- ребенок, который с помощью агрессии доказывает, что он достаточно большой и сильный, чтобы с ним говорили серьезно, причиняет много хлопот, ссоря мам и пап с бабушками, нянями и воспитателями;

- ребенок, который ревнует родителей к работе и другим делам, вынуждает их делить жизнь на "семью" и "работу" и испытывать чувство вины;

- ребенок, который заметит, что его обманывают, может начать манипулировать и всегда найдет способ заставить родителей переживать, нервничать и опаздывать на свои важные встречи: слезами, жалобами, плохим сном, аппетитом и поведением.

Возможно, кто-то скажет: ну уж это вы слишком! Неужели все эти проблемы могут обрушиться на родителей из-за такой мелочи! Подумаешь, не попрощался с годовалым шкетом!

А вот для ребенка умение прощаться и отпускать - вовсе не мелочь, а важный аспект истинно человеческих отношений. Может быть, первый в его жизни опыт отношений в социуме, где ты - важен, но ты - не один.

Как лучше прощаться

Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.

Итак, ребенок хочет:
- знать, куда уходит мама;
- знать, когда она придет;
- быть уверенным, что с ним ничего не случится;
- быть уверенным, что с ней ничего не случится;
- быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше), чем здесь.

В то же время взрослый хочет:
- обеспечить безопасность ребенка;
- не опоздать туда, куда идет;
- оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;
- вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.

Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии.

- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).

- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в парикмахерскую стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на компьютере", или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.

- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.

- Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с бабушкой. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".

- Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: "Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..." Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

Сцены и манипуляции

"Я начала приучать сына прощаться и говорить (то есть сначала махать ручкой) "пока-пока" еще до года. Я специально прощалась с ним и говорила "пока" даже тогда, когда выходила буквально на минутку к соседке, чтобы он привыкал и потом не плакал, когда я выйду на работу. Он действительно через пару недель привык и даже воспринимал "пока-пока" как веселую игру. А вот в два года, когда я вышла на работу, ребенка будто подменили. Как будто и не было веселой игры в "пока"! Ревет, цепляется за меня! У меня сердце разрывается. Что я сделала не так? Ведь я же так готовилась к этому времени!.."

Печаль и тревога ребенка - обязательная часть его понимания того, что он становится самостоятельнее, а у мамы появляется все больше времени и желания заниматься разными делами, о которых он еще ничего не знает. Он плачет не потому, что "не подготовлен", а потому, что теперь он понимает: расставание - это грустно. Он стал взрослее!

Но вот вопрос: как справляется каждый ребенок со своей тревогой? Какие способы применяет и какие слабости взрослых использует?

"Есть вещь, которой я совершенно не выдерживаю, - это когда дочка, увидев, что я собираюсь на работу, кричит: "Мамулечка, не уходи! Миленькая, ну пожалуйста, не уходи!" У меня внутри все сжимается, я готова в этот момент бросить работу и все свои дела... Но самое ужасное знаете что? Как только я ухожу и за мной закрывается дверь - она тут же спокойно идет играть с дедом или смотреть свои мультики! То есть эта ужасная сцена - только для меня? Зачем она так делает? Я же потом работать полдня не могу!"

Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых.

Например, если мама тревожится и чувствует вину из-за того, что работает, то ребенок с удовольствием переложит всю свою тревогу, связанную с расставанием (плачем и жалобами), на нее же. Устраивая сцены, он как бы думает: "Теперь за все тревожится мама, я могу быть спокоен!" - и действительно, потом спокойно играет и ждет маму. Так ведут себя многие дети. И об этом хорошо знают воспитательницы в детских садах, которые уговаривают мам (порой даже ругают): "Идите, все будет хорошо!"

Эта сцена - для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ от своей тревоги и ПЕРЕДАТЬ ее маме.

А вот если мама сама не очень уверена в том, что ее дела нужны и важны для нее, сомневается в выбранной профессии или месте работы, не чувствует себя достаточно энергичной, чтобы выйти из дома, то ребенок обязательно остановит ее! Малыш, решая свои проблемы, еще и о маме заботится: тебе не очень хорошо там - НЕ ХОДИ! И он устраивает такую истерику! Или обижает няню или бабушку, или плохо ведет себя в садике, или даже болеет, или... Словом, он ведет себя так, что мама "разводит руками" и говорит: "Ну разве я могу выйти на работу: он у меня такой тревожный (боязливый, непослушный, болезненный, драчливый и т. д.)". Мама огорчается, что сын или дочка ее от себя не отпускает, но, возможно, даже рада, что так решилась проблема с ее собственным определением.

Как избежать сцен и манипуляций

Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями, а манипуляции мешают ему активно развиваться, поэтому он будет рад, если родители смогут с этим справиться. Сам он "остановиться" не может, ведь таким поведением он защищает себя от тревоги!

Победить "сцены" помогут "ритуалы".

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Справиться с манипуляциями можно только всей семьей: взрослые перед тем, как "воспитывать самостоятельность" ребенка, должны определиться, как они сами хотят (и действительно ли хотят) строить свою деловую жизнь. Если мама или папа не уверены в своих планах, ребенок, который лучше чувствует себя в присутствии взрослых, а не со своими сверстниками, обязательно воспользуется их сомнениями и не будет пытаться справиться сам со своей проблемой взросления.

Фразы, которые ухудшают ситуацию

Вот 5 фраз, которые мамы произносят, отчаявшись убедить ребенка в том, что им нужно уйти по делам:

- "Ты же сам говорил (говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не хочешь с ней оставаться?";
- "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";
- "Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";
- "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";
- "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".

Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

Искусство успокаивать ребенка

Чтобы успокоить ребенка, нужно ему СОЧУВСТВОВАТЬ и верить, что малыш ничего не делает "назло", он просто переживает еще непонятное ему взросление.

Предлагаем три способа показать ребенку, что вы ему сочувствуете.

- Взять ребенка на руки (посадить на колени, прижать к себе), покачать, как маленького, погладить и сказать, что вам действительно жаль его, ведь он так сильно расстраивается!

- Подумать, отчего именно ВАШ ребенок расстроен больше всего, и сказать ему об этом (ведь сами дети чаще всего не могут рассказать словами о своих переживаниях). Например: "Тебе так не хочется идти в садик!", или "Ты так боишься, что я поздно вернусь!" или что-нибудь еще, ведь каждая мама очень хорошо чувствует, что именно тревожит ЕЕ малыша, только не всегда говорит об этом вслух.

- Выслушать все сердитые и обидные слова, которые говорит ребенок, не оправдываясь, ведь главное сейчас - это переживания ребенка, а не переживания сочувствующего взрослого.

Важно помнить, что при расставании именно ребенок нуждается в утешении, а вовсе не взрослый, озабоченный собственными переживаниями. Успокаивая ребенка, не ждите от него прощений, разрешений и оправданий для себя!

Подготовил

Воспитатель дошкольного образования 

Рудевич С.В.

свернуть

Прогулка

Прогулка – важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Она имеет ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект и по своей сути является одним из видов закаливания воздухом. Во время прогулки детский организм насыщается кислородом и происходит тренировка всех его жизненно важных функций.    Выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование у детей механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.   Её проведение направлено на снятие напряжения у ребёнка после занятий.

Прогулка способствует:

  • созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус и мышечную раскрепощенность организма  ребёнка;

  •  совершенствованию навыков ходьбы, бега и других основных видов движений детей;

  • развитию познавательных функций и психических процессов;

  • реализации потребности детей в ежедневной двигательной активности;

  • воспитанию у ребенка любви и эстетическому отношению к природе.

Прогулка как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендована каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.  Согласно учебной программе дошкольного образования в яслях-саду проводится ежедневная оздоровительная прогулка  во всех возрастных группах 2 раза в день. Общая дневная продолжительность прогулки зависит от возрастных особенностей детей – для детей второго и третьего года жизни 2,5-3 часа ежедневно, для детей четвертого-пятого года жизни не менее 3часа  20 минут  - 4 часа ежедневно, для детей шестого-седьмого года жизни не менее 4 часов ежедневно.  Следует также учесть, что согласно п.163  Санитарных норм и правил «Требования для учреждений  дошкольного образования»,  утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 года № 8,   «Руководитель учреждения дошкольного образования может принимать решение о сокращении длительности  (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения   воздуха   более  3 м/сек и  температуре  атмосферного  воздуха   - 15◦С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха - 18◦С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет».

Основанием для сокращения длительности прогулки (но не её полной отмены!) является также медицинская справка врача-педиатра для ребенка, перенёсшего  заболевание. При её наличии, такого воспитанника  следует вывести несколько позже на прогулку и первым из детей забрать в группу. С целью предупреждения перегрева детей до 4 лет для  организации их одевания  администрация учреждения образования должна привлечь в помощь воспитателю и его помощнику сотрудников, наименее загруженных работой во время сбора  на прогулку.     

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке – это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. В процессе их проведения формируется детский коллектив, усваиваются и положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу органически соединить оздоровительные  образовательные задачи дошкольного образования.

Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности детей. На прогулке необходимо предоставить дошкольникам возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении. На прогулках проводятся подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и спортивные игры, игры-драматизации и развлечения.  Важным условием их проведения является чередование степени физической нагрузки в подвижных играх (игры большой подвижности, малой, средней) с целью предупреждения переохлаждения или перегрева детей.  

Планируя и организуя трудовую деятельность детей на прогулке, особое внимание отводится технике безопасности: грамотному подбору заданий и рабочего оборудования, дозированию и распределению физической нагрузки, учету времени трудовой деятельности, умелой организации рабочего места и площади. Также  следует помнить о том, что возможности детей младшего дошкольного возраста крайне ограничены: трудовое воспитание осуществляется главным образом через выполнение простейших поручений либо совместного выполнения трудовых операций вместе со взрослым.

Радостные эмоции и интерес вызывают у ребят наблюдения за растениями и животными. В процессе их у детей формируется доброжелательное и ответственное отношение к окружающему миру.

Особо следует сказать о том, что согласно утверждённых санитарных норм  правил во время прогулки должна быть обеспечена рациональная одежда ребенка в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.  Зимой - варежки, теплая зимняя обувь, шарф, шапка, закрывающая уши ребенка; непромокаемая обувь в слякотную погоду; светлый головной убор и хлопчатобумажная одежда летом в жару.  

Подготовила 

Воспитатель дошкольного образования

Полегошка А.П.

свернуть

Формирование у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности

 «Формирование у воспитанников основ
безопасности жизнедеятельности" 

  В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

     Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

  • не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,
  • необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

     Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение - ребёнок - родители.

     Следует учитывать особенности детей у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

      Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

Родителям необходимо знать содержание образовательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:

  • планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;
  • ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;
  • организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;
  • моделирование и анализ в группе и дома различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;
  • максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;
  • обеспечение детей в группах и дома игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.

     Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

     Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами.

     Первые 4-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

     Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.

     Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературные произведений. Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры изобразительную деятельность, спортивные соревнования

     Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников основам безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры, вводя ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

     Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

-Какие правила обязан соблюдать пешеход?

-Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

-Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

-Как защитить себя от назойливого незнакомца?

-Что делать, когда порезал палец? И др.

     На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель взрослых - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

    Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

     Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

    Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра - драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

    Эффективной формой подачи знаний является физкультурно- оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится участником действия, что способствует формированию конкретных умений. Эффективной является такая форма, как проведение «недели безопасности ребёнка».

     Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

 

Используемая литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования / Минск, Нац. ин-т образования, 2012. -433 с.
  2. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.- Минск «Полымя», 2001
  3. Прус, Л.И., Галеня, С.Н., Кузьменкова, Д.П., Бокшиц, Т.И. Знакомим дошкольников с ОБЖ - Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2007

 

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования

Кононкова Т.А.

свернуть

Использование народных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это тоже критерии нравственного воспитания.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Перед проведением татарской народной игры "Продаем горшки" рассказываем о гончарном искусстве (народные игры "Гуси-лебеди", "У медведя во бору"; киргизская игра "Волк в отаре" и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным калоритом: "Укрась одежду национальным узором", "Сложи одежду", "Сортируй узоры", "Исправь ошибку" (национальные куклы одеты неправильно).

Цикл дидактических игр по родному городу "Узоры родного города", "Не ошибись", "Знаешь ли ты?" (знаменитости города), "Путешествие по городу", "Где находится памятник?", "Птицы нашего города", "Собери целое", "Загадки о городе", "Так бывает или нет?" помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры "Вкусные слова" (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), "Цветок красивых слов" (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), "Река вежливости" (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), "Кто больше скажет?" (волшебных слов), "Поделись улыбкой", "Меняемся местами" (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), "Похвали соседа", "Моя игрушка рассказывает обо мне", "Люблю своих близких" (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Вот так используются дидактические и народные игры в воспитании нравственно-патриотических качеств у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои.

 

Используемая литература:

  1. по материалам журнала «Пралеска»;
  2. по материалам интернет ресурсов.

 

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования

Кононкова Т.А.

свернуть

Безопасность ребёнка в новогодние каникулы

«Безопасность ребёнка в новогодние каникулы».

 

Праздники – это волнительное время для детей, и чтобы быть уверенным в том, что в эти дни ребёнок в безопасности, придерживайтесь рекомендаций:

 

Ель

1. Покупая искусственную ель, убедитесь в том, что она огнестойкая (об этом должно быть написано в прилагаемой документации);

2. Живая ёлка должна быть свежей. Хвоя свежего дерева зелёная, не осыпается и не ломается. Ствол ели на срезе липкий, из него выделяется смола. Если слегка стукнуть стволом по земле, осыпаться должно не слишком много иголок.

3. Устанавливайте новогоднюю ёлку вдали от радиаторов отопления, каминов и электрических обогревателей. Ель не должна мешать ходить и не должна закрывать проходы.

4. Срежьте несколько сантиметров ствола. Это поможет лучше впитывать воду, дерево не высохнет, став огнеопасным, и дольше будет радовать вас.

5. Регулярно проверяйте, достаточно ли в ели воды. Помните, что в отапливаемых помещениях деревья быстрее высыхают.

 

Гирлянды

1. Перед тем, как вешать на ёлку, проверьте гирлянды, даже если вы только что их купили. Удостоверьтесь в том, что все лампочки горят, а провода и патроны не повреждены.

2. Никогда не используйте электрические гирлянды на металлических ёлках. Такое дерево может зарядиться от неисправных лампочек, и если кто-то дотронется до него, получит электрических разряд.

3. Если вы хотите использовать гирлянды на улице, например, для украшения окон и дверей, покупайте изделия, имеющие соответственную сертификацию. Украшая помещения, развесьте гирлянды на не проводящие ток крючки, а не на гвозди или кнопки. Никогда не тяните и не дёргайте гирлянду, вешая или снимая её.

4. Заземлите все гирлянды, которые вы вешаете на улице, чтобы предотвратить возможность удара током.

5. Выключайте все гирлянды, когда ложитесь спать или выходите из дома. В ваше отсутствие может произойти короткое замыкание, которое станет причиной пожара.

 

Украшения

1. Все ёлочные украшения должны быть сделаны из негорючих или огнестойких материалов. Выбирайте мишуру и ёлочные игрушки из пластика или металла.

2. Никогда не украшайте ёлку свечами. Всегда используйте огнестойкие подсвечники, и ставьте свечи в таких местах, откуда их не скинут.

3. Если в доме есть маленькие дети, избегайте использовать острые или бьющиеся украшения. Элементы декорации, имеющие маленькие детали, должны находиться в недосягаемости детей, чтобы они случайно не проглотили или не вдохнули их. Не используйте украшения, имитирующие конфеты или другую соблазнительную еду, – дети могут захотеть попробовать их на вкус.

4. Следуйте инструкциям на упаковке спрея с искусственным снегом, чтобы избежать повреждений лёгких.

5. После того, как все подарки будут распакованы, уберите с пола всю упаковку, ленточки, пакеты и прочее. Из-за них часто происходят удушения и пожары.

 

Безопасные игрушки

1. В качестве подарка выбирайте такие игрушки, которые подходят ребёнку по возрасту, способностям и интересам. Игрушки, предназначенные для детей более старшего возраста, чем ваш ребёнок, могут представлять опасность.

2. Внимательно прочитайте инструкцию к игрушке перед тем, как покупать и дарить её ребёнку.

3. Чтобы предотвратить ожоги и удары током, не дарите детям до 10 лет игрушки, которые надо включать в розетку. Для маленьких детей больше подходят игрушки на батарейках.

4. Дети младше трёх лет могут подавиться маленькими деталями от игр и игрушек. По правилам безопасности, игрушки, предназначенные для таких маленьких детей вообще не должны содержать мелких элементов.

5. У ребёнка могут возникнуть серьёзные проблемы с желудком или кишечникам, если он проглотит батарейку «таблетку» или магнит. Иногда это приводит к смерти. Поэтому держите такие вещи подальше от детей и немедленно звоните в «скорую», если ребёнок всё-таки проглотил что-то.

6. Дети, которым не исполнилось 8 лет, могут подавиться ненадутыми воздушными шарами и кусочками от лопнувших шаров. Для безопасности ребёнка также удалите все завязки и бантики с игрушек, прежде чем дарить их.

7. Игрушки, имеющие ленточки и какие-либо длинные гнущиеся элементы, должны быть не менее 30 сантиметров в длину, чтобы уменьшить вероятность удушения.

 

Безопасная еда

1. В сырой пище всегда присутствуют бактерии, поэтому продукты следует тщательно приготавливать. А также важно мыть фрукты и овощи.

2. Следите за тем, чтобы горячая пища и напитки стояли подальше от края стола, откуда маленький ребёнок может легко их уронить.

3. По чаще мойте руки и следите за тем, чтобы дети тоже соблюдали это правило.

4. Если вы попробовали пищу из общей посуды, не используйте её больше. Всегда держите сырую и приготовленную пищу раздельно. А для их приготовления используйте разную посуду.

5. Мясо всегда размораживайте в холодильнике, а не при комнатной температуре.

6. Еда, которую следует держать в холодильнике, не должна находиться в тепле дольше двух часов.

 

Счастливые гости

1. Приберитесь сразу же, как только проводите последнего гостя. Маленький ребёнок может рано проснуться и попробовать остатки «взрослой» пищи и алкоголь.

2. Помните, что дом, куда вас пригласили, может быть небезопасным для ребёнка. Не позволяйте детям находиться в местах, где с ними может произойти какая-либо неприятность.

3. В случае срочной необходимости у вас под рукой всегда должны находиться телефону экстренных служб. В Минске спасателей и пожарных можно вызвать по телефонам 101 или 112, а телефон «скорой» – 103.

4. Путешествие, поход в гости и по магазинам и даже получение подарков может напрячь нервную систему ребёнка и вызвать стресс. Большее наслаждение от праздничных дней вы и ваш малыш получите, если будете соблюдать привычный распорядок дня.

 

Огонь

1. Прежде чем зажечь огонь, уберите подальше растения, бумагу и украшения. Если вы собираетесь зажечь камин, удостоверьтесь в том, что дымоход открыт.

2. Не сжигайте обёрточную бумагу в камине. Если обёртка резко воспламенится и интенсивно загорится, огонь может вспыхнуть, что станет причиной пожара.

 

Счастливого Нового года!

 

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования

Кононкова Т.А.

свернуть

Роль матери и отца в развитии и воспитании ребёнка

                              «Роль матери и отца  в развитии и воспитании ребёнка"                                                                          
          Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка – будь это свой ребёнок, ребёнок друга или просто ребёнок на экране телевизора. Движения малыша ещё совсем неловкие, осторожные, и, сделав несколько шагов, он попросту может упасть. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно, его родители. И ведь это не единственный случай. Всё время взросления ребёнок делает в чём-то свои первые шаги – и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: научить, направить, объяснить, воспитать.
         В идеале воспитанию не просто должно уделяться внимание: оно должно исходить от обоих родителей. Представим себе типичную ситуацию: вашего ребёнка обижают другие дети. К кому он может обратиться за помощью? Чаще всего дети склонны жаловаться маме. Но некоторые обращаются к отцу, а порой и вовсе ограничиваются фразой «я всё папе расскажу» или любой похожей. Данный пример доказывает, что роль матери и отца в жизни ребёнка различна.

          Не зря природу зачастую отождествляют с матерью. Мама – это целый мир вокруг ребёнка, мир, в котором он может укрыться от опасности, мир, который учит ребёнка жить в гармонии со всем, что его окружает. Благодаря матерям дети адаптируются к жизни в человеческом мире. Мать может научить терпению, своевременности, регулярности. Более того, она должна научить ребёнка этим вещам. Если же мать будет делиться с ребёнком негативом (а порой и проявлять агрессию), это может серьёзно пошатнуть внутренний мир малыша. Хорошую мать не заменят воспитатели, учителя и психотерапевты. Практика показывает, что даже отцам в неполных семьях зачастую это не удаётся. Поэтому кто бы что ни говорил – роль матери в жизни ребёнка является решающей.
        В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец учит ребёнка действовать, познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и достигать их. Что должен делать отец, если на пути ребёнка возникают препятствия? Правильно, помогать ему в их преодолении. Капризы и излишки эмоций зачастую мешают детям. Роль отца – дать детям понять, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Да и это ещё не всё. Если от мамы ребёнок чаще всего будет ждать защиты всецело во всем, то от отца будет требоваться поддержка. Ведь мама чаще всего попросту постарается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, попробует научить ребёнка справляться с проблемами подобного рода.
       Зачастую всё вышеописанное с готовностью делает старший брат ребёнка, иногда – дядя или дедушка, а порой таким учителем может оказаться и, к примеру, тренер (если ребёнок посещает какую-либо спортивную секцию). И в то же время роль отца нельзя преуменьшать. Как нельзя и преувеличивать роль отца и матери в целом. Ведь нельзя допустить чрезмерной опеки над ребёнком. Если родители начинают делать за своё чадо абсолютно всё, то ребёнок перестаёт даже думать о том, чтобы чему-то научиться в жизни. Не допускайте крайностей ни в чём! Во всём важна мера.      

На сегодняшний день роль отца всё чаще сводится к роли кормильца семьи. Во многих семьях дети и вовсе не контактируют с сильной половиной родителей. Кажется, будто мужчины просто убегают от своих обязанностей. И когда у ребёнка начинаются проблемы в школе, связанные с недостаточной активностью или направлением этой самой активности не в то русло, отцы попросту не осознают, что это – их вина. Отцы часто прикрываются тем, что якобы не знают, что привнести в воспитание ребёнка или как найти к нему подход. Ещё глупее они говорят, что женщинам легче из-за их материнского инстинкта. На самом деле мамам куда сложнее, чем папам. Проще им лишь в одном: между матерью и ребёнком изначально существует связь. До рождения – физическая, после она становится эмоциональной. Мужчинам же нужно приложить немного усилий, чтобы эту связь установить.
      От отца в воспитании требуется не так уж много. Примером такого скромного (но полезного) вклада может стать любое совместное дело, которым отец может заняться вместе с ребёнком – особенно с сыном. Проще всего обратиться к спортивным играм. Не любят спорт? Зря – ребёнку он полезен хотя бы в небольших количествах. Но это дело пап – можно найти другое занятие, сделать что-нибудь вместе с ребёнком (скворечник, будку для собаки, полку для вещей ребёнка – да что угодно). Можно с уверенностью сказать, что даже с дочерью хороший отец сможет найти много общих увлечений. Главное – желание.
       Иногда ситуация принимает другой оборот: женщины могут просто не доверять своим мужьям воспитание ребёнка. Но одно дело, когда мужчина даёт повод для недоверия. С этим вопросов нет: ненадёжный отец – плохой отец. Другое дело, когда женщина в своём недоверии руководствуется стереотипом – «мужчины – плохие воспитатели». Вот это в корне неверное суждение. Мужчины могут воспитать ребёнка не хуже, а порой и лучше женщин. Всё зависит от качеств самого человека. Но ограждать хорошего отца от его ребёнка мать просто не имеет права. Можно разделить обязанности по воспитанию! 
     Многое в жизни ребёнка зависит в равной степени от отца и от матери. Главное, чтобы ребёнок рос в здоровой семье и не был окружён постоянными конфликтами между родителями. Да, ребёнок может молчать, казалось бы, вовсе не реагируя на окружающие события. Но ведь на самом деле он, как губка, впитывает все происходящее. Все события проходят сквозь него. И конфликты между родителями могут попросту привести к неисправимым психологическим травмам. Проблемы родителей станут проблемами ребёнка, только в более неприятной форме. Родителям необходимо стараться создать вокруг ребёнка здоровую атмосферу!
      Родители – пример для ребёнка. Как часто приходится слышать нецензурную лексику из уст совсем маленьких детей! Их ответ на все порицания прост: мама с папой говорят, почему мне нельзя? Родители – авторитет для ребёнка. Нельзя допустить, чтобы этот авторитет стал плохим примером. Родители должны держать себя в рамках при детях, и, в конце концов, это поможет самим стать чуточку лучше.
      Трудно перечислить в нескольких абзацах всю важность влияния отца и матери на ребёнка. Отношения между родителями и детьми становятся центральной темой многих трудов по психологии. Не ленитесь изучать их – там часто можно почерпнуть множество полезных знаний. Эти знания помогут вам совершенствовать себя как воспитателя, как родителя. К тому же, что известно всем насчёт совершенства? Что ему нет предела! Человек может научиться всему, в том числе и как быть хорошим отцом или матерью. Вы только скажите родителям: «Они могут!». А уж помощь в этом деле найдётся. И тогда они поймут, что главное – не только быть готовым ко всем неприятностям, но и предупреждать большинство проблем заранее.

 

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования 

Трофимова Н.А.

свернуть

Наливаем – выливаем: игры с водой

Игры с водой - один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся далеко не каждый день, поскольку они требуют специального оборудования: для них нужна большая ёмкость с водой - ванна или таз, множество мелких ёмкостей (бутылочек, стаканов, мисочек). После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Во время игр обязательно комментируйте словами все, что делают и видят дети. Обращайте их внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди. Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Попробуйте вместе с детьми опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она будет постепенно заполняться. Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой. Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком вниз, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.

В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка. Разрешите детям, нажимая на стенки бутылки немного «побрызгаться».

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.

Источник:

Смирнова Е.О. Мещерякова С.Ю. Ермолова Т.В.

Игры и игрушки для детей раннего возраста.

 - М.: МГППУ, 2004. - 72 с.

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования 

Бабич Н.А.

свернуть

Большие проблемы маленького ребёнка

Для того, чтобы убедиться, что сегодня, увы, не самая защищенная и привелигированная часть нашего общества, достаточно открыть газеты или выйти на улицу. Оскорбления, грубое, пренебрежительное отношение делают окружающий мир враждебным для ребенка и направляют его жизненные силы на борьбу за выживание в этом мире. Более сильный и могущественный взрослый часто выступает в роли тирана, безоговорочно навязывающего свою волю. К сожалению, жестокое обращение с детьми – проблема всех  стран мира независимо от их политического, экономического или идеологического устройства. Социально-экономическое положение и растущая психологическая напряженность подталкивают взрослых к более частому использовании насилия в отношении детей.

В2003 году в Беларуси жертвами преступлений признано 4 300 детей (+14,2%), из которых более 600 в возрасте до 12 лет;58 несовершеннолетних (из них 30 – 12 лет) были убиты, 67детей (7 – до 12 лет) пострадали от умышленного нанесения тяжких телесных повреждений и 137 (23 – до 12 лет) стали жертвами сексуального насилия или же покушений на изнасилование.

Самыми беззащитными, по  результатам национальных и многочисленных исследований, являются дети от рождения до 7 лет. Несмотря на этот факт, с семьей, воспитывающей дошкольника, мало кто работает в этом направлении. Как следствие возраст несовершеннолетних, чьим законным представителя на начало 2001 года были предъявлены судебные иски по лишению их родительских прав, составил преимущественно 7 – 17 лет (более 70%). Именно в школьный период нахождение ребенка в родном доме иногда представляет опасность для него. В последнее время активно подключаются к работе с семьей сотрудники центров социальной защиты. Но должно пройти время, прежде чем будет выработана определенная тактика взаимодействия с трудными семьями и воспитывающимися в них детьми.

Особая роль в предотвращении и ликвидации последствий жестокого обращения с детьми от рождения до 7 лет отводиться к врачам и персоналу дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Конечно, специалисты не в состоянии разрешить все проблемы, но они могут оказать действенную помощь. Для это необходимо знать и различать физические проявления и поведенческие реакции как несовершеннолетнего, так и его законных представителей, свидетельствующие об использовании насильственных методов воспитания. Так как классификация множественных форм плохого обращения до настоящего времени остается спорным вопросом, рассмотрим чаще всего выделяемые виды насилия.

Физическое – это преднамеренное нанесение ребенку телесных повреждений или травм, в результате чего у него возникают нарушения физического или психического здоровья и развития либо наступает летальный исход. (Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2001).

К актам физического насилия относятся: толкание, царапанье и укусы, удушение, грубые хватания, причинение боли посредством пощечин, пинков, щипков и ударов кулаком, плевки, швыряние предметов, угроза оружием, нанесение ран, ушибов и синяков, нанесение ожогов посредством прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, так называемые сухие ожоги, травмы скелета, головы, внутренних органов. Физическое насилие включает  также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).

Насилие может проявляться в виде пренебрежительного отношения или отсутствия заботы по отношению к дошкольнику (Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений).

Недобросовестное выполнение родительских  обязанностей выражается в:

  1. Недостатке заботы: нарушение режима дня, отсутствие соответствующей реакции законных представителей или воспитателей на то, что дети занимаются опасной деятельностью (например, играют со спичками или моющими средствами); очень маленьких детей оставляют без присмотра или под присмотр других детей, которые не могут защитить или помочь младшим, оставляют в опасных местах.
  2. Отсутствие подходящей одежды и несоблюдение правил гигиены: одевание детей не по погоде или в одежду не по возрасту, долгое отсутствие смены грязной одежды, отсутствие необходимых водных гигиенических процедур.
  3. Неоказание медицинской помощи: игнорирование жалоб ребенка о нездоровье, невыполнение рекомендаций врачей по лечению ребенка.
  4. Недостатке необходимого питания: детей мало кормят, особенно утром, кормят некачественной пищей или вредными для них организма продуктами.
  5. Плохих условия проживания: наличие опасных мест в квартире (например, открытая электрическая проводка), плохое отопление и освещение, антисанитарные жилищные условия.

Типичным примером пренебрежительного отношения к маленьким детям является то, что  их оставляют без присмотра, а это в результате приводит к тяжким последствиям. В общей структуре смертности у детей от года до четырех лет, травмы , отравления и несчастные случаи составляют около 45% (Капитонова Э.К. Жестокое обращение с детьми: вопросы и ответы. Гомель, 2002). При этом так называемые «домашние травмы», даже с летальным исходом, нередко рассматриваются  правоохранительными органами как несчастные случаи и уголовное расследование зачастую прекращается из-за отсутствия доказательств и бытующего мнения, что подобный «недосмотр» не является насилием. В то же время во многих странах мира обращение в медицинское учреждение с ребенком, получившим травму любой степени тяжести, является основанием для прихода в семью сотрудников социальной службы или  полицейских, в обязанности которых входит изучение обстоятельств происшествия и оценка взаимоотношений между родителями и детьми.

Эмоциональное (психическое, психологическое, моральное) – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на несовершеннолетнего родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящие к возникновению у последнего патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений).

Проведенные по проекту World SAFE (Насилие и его влияние на здоровье 2003) исследования в разных странах мира показали, что список проявлений эмоционального насилия можно расширять до бесконечности. Участники проекта отнесли к данному виду жестокого обращения с детьми следующие действия: принижение успехов; унижение достоинства; отвержение; непоследовательность при общении; игнорировании чувств; длительное лишение нежности, заботы; принуждение к одиночеству; запрет на пользование телефоном; без необходимости держание в кровати; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к другим детям; причинение боли домашним животным с целью напугать ребенка.

В сою очередь российский исследователь Б.Ю. Шапиро (Социальные работники за безопасность в семье: Учебн. пособие / Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. и др. – М.,1999) называет и косвенные формы данного вида жестокого обращения: неупорядоченность взаимных отношений родителей, неспособность найти общий язык между собой; разрешение конфликтов между родителями силовым воздействием; манипулирование ребенком во взаимных отношениях; попытки изменить темперамент ребенка (успокаивать холерика или ускорять флегматика). В то же время большинство специалистов утверждают, что эмоциональное насилие зачастую применяется в паре с другим видом жестокого обращения с ребенком и тяжелее всего поддается диагностике.

Сексуальное вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или не осознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми людьми с целью получения выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей (Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений).

Сексуально насилие над детьми может осуществляться через физический контакт (ласка, орально-генитальный контакт, инцест, изнасилование, втягивание в проституцию и др.) и нефизический контакт (подглядывание за ребенком, принуждение его к просмотру порнографических фильмов или порнографических действий; демонстрация половых органов и пр.).

Как правило, чем жестче, грубее отношение к ребенку тем менее он склонен рассказывать об этом, так как срабатывает фактор психологической зависимости от агрессора. Поэтому особое внимание следует обращать на  поведение пострадавших детей, которые обычно подвержены приступам боязливости и недоверия к взрослым, например, прячутся за дверь при его появлении. Кроме того, такой ребенок может разговаривать сам с собой или играть в воображаемом мире чаще чем остальные дети, постоянно испытывают чувства стыда, смущения и вины, не может сосредоточиться. Он способен также демонстрировать необъяснимые приступы гнева, повышенную агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Воспитателя должны насторожить, если в отношениях со взрослым ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением.

Каждый вид насилия имеет свои специфические особенности, которые выявляются при более глубоком исследовании специалистами. Однако не стоит ждать, когда они явно проявятся у ребенка.

Воспитателю следует обратить особое внимание на родителей или иных законных представителей ребенка, которые:

  • эмоционально холодны с ребенком, не употребляют ласковых слов и жестов, обеспокоены собственными проблемами и рассказывают о том, как их наказывали в детстве;
  • обладают низким уровнем культуры и образования, социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных;
  • дают негативную характеристику ребенку, возлагают на него ответственность за собственные неудачи, отождествляют с нелюбимым родственником;
  • показывают низкую медицинскую активность (бездействуют или поздно обращаются за помощью и зачастую по инициативе посторонних лиц);
  • дают противоречивые путанные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвиняют в случившемся самого пострадавшего, неадекватно оценивают тяжесть несчастного случая, стремятся его преувеличить или преуменьшить;
  • употребляют алкоголь, наркотики, имеют уголовное прошлое, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т.п.)

Рядом исследователей выявлен комплекс свойств личности ребенка, которые также могут считаться факторами риска. С высокой вероятностью стать жертвой насилия могут дети:

  • Нежеланные, а также рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
  • трудно вынашиваемые или часто болеющие, имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
  • живущие в многодетной семье, где промежуток между рождением детей был небольшим (погодки);
  • с расстройствами или особенностями поведения (вспыльчивость, импульсивность, гиперактивность, флегматичность, апатичность, замкнутость и пр.), раздражающими родителей привычками и/ или специфическими свойствами личности (равнодушие, непомерная требовательность, внушаемость и д.р.).

Перечисленные характеристики не обязательно приводят к прямой опасности, если в семье дети с названными свойствами окружены теплотой и любовью и не подвергаются агрессии со стороны взрослых. Однако выделение факторов риска способствует обозначению «зоны особого внимания» для педагогов, психологов и других специалистов.

Узнав о фактах жестокого обращения с детьми в семье, воспитатели, медицинские и другие работники не должны оставаться равнодушными к судьбе ребенка. При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим необходимо, не делая поспешных выводов предпринять следующие действия.

Во-первых, незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его друзьями, соседями, родителями, наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего и т.п.

Во-вторых, подключить к работе специалиста психолога (если его нет в дошкольном учреждении, то из социально-педагогического центра или центра социального обслуживания населения), будучи готовым, к тому, что виновники насилия, не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать происходящее.

Если ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия  - это поддержать его, выслушать и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившимся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Причем не следует считать, что если дошкольник не способен что-либо объяснить в случаях, когда это необходимо взрослым, то он не в состоянии что-то осознать или пояснить, когда это важно для него самого. Для получения результата обязательным проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не пугать ребенка эмоциями или недоверием, особенно если насильник близкий родственник или педагог.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуально насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо им зачастую угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует  не только защищать ребенка от насильника, но и убедить  жертву в ее невиновности. Обеспечивая  безопасность пострадавшему, надо объяснить, что он имеет право, например переехать жить на некоторое время на иное место жительства.

Только тогда, когда поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, после оказания помощи и применения различных санкций со стороны сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства остается без изменений. применяются репрессивно-карательные меры в виде привлечения виновных к административной или уголовной ответственности, лишение законных представителей прав на ребенка.

В  то же время у нормальных, но обремененных бытовыми заботами и зарабатыванием денег родителей, часто не остается свободного времени на игры и общение с ребенком. У них нет времени и желания читать педагогическую литературу. Часто единственным способом воспитания они выбирают командование детьми и требуют немедленного исполнения своих приказов. Немалая часть родителей относиться к этому явлению как к вполне допустимому, оправдывая применение подобных мер воздействия особенностями ребенка. Но дети – не солдаты. Ребенок обязательно должен понимать, чего от него хотят взрослые, и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. В связи с этим большое значение приобретает соответствующая работа с родителями.

Не секрет, что многие из них считают, что формирование личности ребенка по-настоящему начинается только со школьного возраста. Поэтому необходимо говорить им о том, что познание окружающего мира их детей начинается с познания своих родителей, их взаимоотношений, и очень важен  даже тон голоса, которым    разговаривают мать и отец. Рассказывая (или вывешивая информацию на стендах) молодым родителям о методах ненасильственной педагогики, воспитатель способствует более внимательному отношению к потребностям ребенка, проводит коррекцию нереалистических ожиданий, содействует уменьшению требований и моделированию позитивных подходов к дошкольнику, предоставляет варианты способов решения возникающих проблем и трудностей.

Агрессия и жестокость в отношении ребенка не только наносят непоправимый вред его здоровью, травмирует психику, тормозят развитие личности, но и влекут за собой и другие тяжелые социальные последствия, формируют социально дезадаптивных, инфантильных людей, не желающих трудиться, не умеющих создать здоровую семью, быть хорошими родителями и пр. Модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве целом.

Остановить эскалацию насилия можно только преодолев жестокость по отношению к детям. А добиться защиты ребенка невозможно только посредством принятия законов и разработки механизма  их реализации. Необходимо осознание и готовность самих взрослых видеть в маленьком человека ЛИЧНОСТЬ.

Источник : Журнал «Пралеска» № 6, 2005г. автор Чернявская А.

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования

Семёнова О.Н.

свернуть