Советы учителя - дефектолога

Вопросы и ответы о работе учителя-дефектолога

ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования.

 

Что делает учитель-дефектолог? И в чем отличие логопеда от учителя-дефектолога?

Дефектолог - специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.

Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу (логопеду) в ПКПП?

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя детского сада на основании следующих документов:
1) Заявления законного представителя ребенка.
2) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

Каких детей берут на занятия в ПКПП? 
В ПКПП зачисляются дети, которым до 15 сентября текущего учебного года уже исполнилось 5 лет и с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На занятия в ПКПП берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: 
- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия); 
- грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
- заикание (лёгкая степень);
- Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю. 
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. 
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 
В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 10 до 20 минут. 
Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Нужно ли делать домашние задания и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. 
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

свернуть

Как научить ребёнка говорить?

Как научить ребёнка говорить?

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного – ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.
Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.
Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.
Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:
1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы,такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?». Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
3. Не говорите слишком быстро!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем, есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
5. Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения –главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
6. Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч.
9. Развивайте мелкую моторику!
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
10. Исключите любые чрезмерные требования!
Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

 

Подготовила:

учитель - дефектолог

Шевчук А.А.

свернуть

Значение артикуляционной гимнастики для детей

Значение артикуляционной гимнастики для детей

Люди правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, а также дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Ускорить развитие основных движений органов артикуляционного аппарата ребенка можно с помощью специальных занятий, проводимых в форме логопедической артикуляционной гимнастики.

Какова же роль артикуляционной гимнастики для детей в процессе формирования правильного звукопроизношения? Посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастике дети могут самостоятельно научиться произносить звуки и слова, без привлечения к этому процессу специалиста. Также с помощью специальных упражнений можно подготовить мышечную систему ребенка, который имеет серьезные отклонения в звукопроизношении, что в дальнейшем поможет логопеду быстрее исправить речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика исключительно полезна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тех, которые говорят как будто полный рот каши набили. Кроме того, уроки артикуляционной гимнастики предоставляют возможность всем, и взрослым и детям научиться говорить правильно, красиво и чётко.

Всем известным фактом является то, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки как [С], [Л], [З], [Ш], [Ж], [Р] его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.

Научиться этому может помочь артикуляционная гимнастика. В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения, выполнение которых способствует улучшению произнесения конкретных звуков. Например, одним из упражнений артикуляционной гимнастики для звука [Р] является упражнение под названием: «Почистить верхние зубы». Его цель - выработка подъема языка вверх и умение владеть языком. Для выполнения нужно приоткрыть рот и кончиком языка как бы «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, при этом осуществляя движения языком из стороны в сторону. Во время выполнения данного упражнения необходимо, чтобы губы улыбались, причем были видны нижние и верхние зубы. А кончик языка должен находиться у корней верхних зубов, не высовываясь и не загибаться внутрь.

Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.

 

Подготовила:

учитель - дефектолог

Шевчук А.А.

свернуть

Правила речевого поведения родителей по предупреждению заикания у дошкольников

Правила речевого поведения родителей по предупреждению заикания у дошкольников

1. Соблюдайте плавность речи, эмоциональную выразительность, умеренный темп.

2. Желательно, чтобы Ваша речь была четкой.

3. Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение.

4. Старайтесь не перегружать свою речь труднопроизносимыми для детей словами.

5. При общении с ребенком не используйте сложные лексико-грамматические обороты.

6. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не торопите с ответом.

7. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.

8. Полезно детям читать стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных навыков.

Проследите, чтобы Ваш ребенок выполнял следующие правила по формированию плавной речи:

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори не слишком громко, не слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные, в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

 

Подготовила:

учитель - дефектолог 

Шевчук А.А.

свернуть

Готовность к школе: что должен знать ребенок?

Готовность к школе: что должен знать ребенок?

Психоэмоциональная зрелость ребенка при поступлении в школу определяется следующим образом

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
• Назови свои фамилию, имя, отчество.
• Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
• Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
• У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
• Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
• Сейчас утро или вечер (день или утро)?
• Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
• Кем работает твой папа, твоя мама?
• Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
• Что делает почтальон, врач, учитель?
• Ты хочешь пойти в школу? Что ты там будешь делать?
• Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
• Назови 3 домашних животных и 3 диких? Чем они отличаются?
• Каких птиц ты знаешь?
• Кто больше – корова или коза? 
• У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Также необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличи-вать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать простые геометрические фигуры;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;

Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву (звук) в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву (звук);

Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; 
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

 

Подготовила:

учитель - дефектолог

Шевчук А.А.

свернуть