Рекомендации воспитателя дошкольного образования

О талантах ребенка

О талантах ребенка: как их узнать?

 Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о наличии способностей ребенка или помочь в этом важном деле может тест-анкета, разработанная учеными психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получившая распространение в США.

 Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

 (6 характерных признаков)

-         интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами,

-         любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру,

-         сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов,

-         может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения,

-         любит и умеет рисовать /»видит»/ чертежи и эскизы механизмов,

-         интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

 Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

(5 характерных признаков)

-         любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку,

-         очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает,

-         если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение,

-         сочиняет свои собственные мелодии,

-         научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

 У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

(6 характерных признаков)

-         обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям,

-         умеет четко выразить словом чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя,

-         любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе,

-         часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий,

-         с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций,

-         не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявляется у вашего ребенка тем, что он

(7 характерных признаков)

-         часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами,

-         стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает,

-         меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает,

-         с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые,

-         с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения,

-         пластичен, открыт всему новому,

-         любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

 У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

(9 характерных признаков)

-         хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей,

-         обладает хорошей памятью,

-         легко и быстро схватывает новый материал,

-         задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов,

-         любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную,

-         обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно,

-         гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно,

-         обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив,

-         очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

 Не сердитесь на вашего шалуна – просто у него спортивный талант:

(8 характерных признаков)

-         он энергичен и все время хочет двигаться,

-         он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек,

-         он почти всегда берет верх в патасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре,

-         не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками,

-         лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно,

-         предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню,

-         кажется, что он никогда всерьез не устает,

-         неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

(5 характерных признаков)

-         рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль,

-         любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное,

-         выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета,

-         изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными,

-         любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

 Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он: (6 характерных признаков)

-         не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение,

-         в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося,

-         серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж,

-         когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски,

-         стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение- украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное,

-         не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

          Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой, и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо -   4 балла, ну и так далее. (Не ставьте оценку ниже 2 баллов).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).

Уже на этом этапе вашей научно-исследовательской работы вы сможете установить наиболее выраженную одаренность вашего ребенка. На этом ваша работа не закончилась, теперь необходимо построить график уровня интересов вашего ребенка.

Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположение восьми позиций (по числу исследованных вами видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры – от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. Он нужен для того, чтобы принять правильное решение, когда вы захотите, чтобы ваш ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша….

Анкету можно применять для анкетирования детей с 5 лет.

свернуть