Рекомендации музыкального руководителя

Как привить ребенку любовь к музыке и что такое музыкальность?

Как привить ребенку любовь к музыке?

Любовь к музыке и умение ей радоваться закладываются преимущественно дома, в семье.

Ребёнок рождается на свет с представлением о том, как звучит голос его матери.  Её речи и пению он испытывает особое доверие. Знакомство малыша с музыкой начинаются с  песенок, которые мама поёт малышу. Самые  простые народные колыбельные обладают почти магической силой воздействия.

Главное, что могут сделать родители для музыкального развития подрастающего малыша, это предоставить ему  возможность услышать как можно больше разнообразной музыки.

Полезно обращать внимание малыша на ритм исполняемого произведения. Возьмите детскую ручку в свою руку и постучите ею по столу, подчёркивая ритмический рисунок. Можно потанцевать с крохой на руках или вместе похлопать в ладоши. Ребёнку старше года  можно предложить «устроить концерт». В   музыкальные инструменты можно превратить всё, по чему можно стучать или во что можно дуть. Найдите в квартире место для колокольчиков, деревянных ложек, свистков и гудочков, бубна или детского барабана. Отличным музыкальным инструментом может стать обычная  жестяная банка из-под газировки, внутрь которой насыпаны бусинки или горох. Ещё лучше, если в доме есть фортепиано или любой другой настоящий музыкальный инструмент, которым владеют взрослые.

Походы в театр, в филармонию, на концерты в музыкальных школах, ансамблей духовной музыки, выступления местных фольклорных коллективов расширяют кругозор  подрастающего малыша.

Конечно, всегда есть вероятность того, что истинный талант сумеет проявить себя и в самой равнодушной к музыке семье. И, наоборот, ребёнок может не проявлять никакого интереса к музыке, не смотря на старания родителей. Однако, время, проведённое с ребёнком в театре, на концерте или  за совместным несложным музицированием, имеет самостоятельную ценность, потому, что оно даёт  членам семьи ещё одну возможность почувствовать любовь друг к другу.

 ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

Нередко можно слышать: «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца,  у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения причины  отсутствия музыкальных  способностей  сына  или дочери.

Однако в семье в действительности всё несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И  объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности и характер человека. И если сын музыканта выбирает  ту же профессию, что и его отец, то причина  прежде всего в том, что с первых дней появления на свет был погружен в волшебный мир музыки.

Педагоги-музыканты пришли к  мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности. Все мы от природы музыкальны! Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желательно подружить с ней малыша.

Любящим родителям нужно знать и помнить:

    Раннее  проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше.

    Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому  не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или  ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение и движения, на ваш взгляд, далеки от совершенства. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

    Не приклеивайте вашему ребёнку ярлык – «немузыкальный» , если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность развить!

Так что же такое музыкальность?

  Музыкальность -- комплекс способностей, позволяющих ребёнку активно проявлять себя в различных видах музыкальной  деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Малыш-дошкольник живёт игра, игре он познаёт мир. Правильно организованная игра помогает ребёнку закрепить, уточнить, обогатить представление о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Багаж этих представлений, накопленных в первые годы жизни уже достаточно велик. Ваш малыш научился  различать предметы по форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие, может распознать мужской, женский и детский голоса.

Вступив возрасте трёх лет в эпоху игры, малыш с её помощью продолжает овладевать миром. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них,  в частности, ясно выражен интерес к звукам. Ребёнок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.

Игры со звуком естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребёнку лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.

Для игр вам нужны будут музыкальные игрушки. Это  ударные игрушки:

барабаны,  дудки,  погремушки, колокольчики, металлофон;

Духовые инструменты;дудки,  свистульки, флейты.

       Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Размер коробочки должен быть таким, чтобы ребёнку  удобно было держать её в руке. Пусть дети вместе с вами наполнят такие коробочки мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая коробочка звучит звонко, какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По ответу ребёнка, можно судить какие звуки привлекают его внимание; тихие, мягкие или резкие, громкие.

        А теперь попробуйте поиграть с ребёнком в игру «Лесное эхо». В этой игре ваш малыш научится производить звук, вполне определённый по силе. Сначала вы вместе с малышом вспомните, что такое эхо, как тихо оно отвечает на наши громкие звуки. Хорошо сказать малышу, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как надо играть громко или тихо.

        Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает тихо. Потом можно обменять ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребёнок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом (звукоподражание), вы сможете увидеть, насколько внимателен ваш малыш к конкретным заданиям, оцените их память и координацию движений и голоса.

         Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему  ребёнку  в обучении игре на музыкальном инструменте.

          Очень нравится детям  игра «Зеркало». Условие игры такое: первый играющий может хлопать так, как захочется. Но второй играющий должен в точности повторить действия первого. Сядьте  напротив вашего малыша и начните игру. Желательно  прохлопывать плоскими ладонями медленно и очень равномерно 3-4 раза. Когда ребёнок  точно повторит ваш ритмический рисунок, поставьте ему задачу по сложнее: хлопков больше и ритм посложнее.  Затем поменяйтесь ролями, пусть ребёнок даст вам задание. Если ваш малыш не очень внимателен и часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание к действиям. Ошибайтесь намеренно, чтобы дать малышу возможность поправить вас: внимание развивается не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями другого.

         Предложите вашему малышу  помочь вам спеть. Вы будете напевать мелодию, а ребёнок в это время похлопывать в ладоши или стучать кулачками, но не заглушая ваш голос, тихо. Если малышу понравится, предложите ему взять инструмент или звучащую игрушку по выбору. Обязательно присмотритесь, прислушайтесь, как ребёнок хлопает в ладоши или постукивает погремушкой. Вооружитесь терпением и выдержкой. Если малыш играет громко и заглушает вас, не одёргивайте его, а спокойно объясните, что от него требуется в этой игре. Покажите, как удобнее взять игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши наоборот слишком робеют. Их сопровождение почти не слышно, бывает, они и вовсе останавливаются. Таких надо подбодрить.

          Попросите своего  малыша рассказать, что он пел и слушал на музыкальном занятии в детском  саду. Послушайте, что ребёнок расскажет и споёт. Если малыш будет петь знакомую вам песенку, пропойте мелодию вместе с ним.    

 

свернуть